Пограничный скандал Греции и Турции приобретает опасные черты: в последнем заявлении президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана звучает явная «военная риторика», которая усиливается раз от раза. Как заявляет турецкая газета Ahval, турецкий президент в своей последней речи пригрозил, что Греция «заплатит высокую цену», если «зайдёт слишком далеко». Это явный намёк на силовые действия, если они начнутся, то затронут самые любимые российскими туристами курорты как в Греции, так и в Турции.
Основная «горячая точка» и причина проблем всё та же: территориальные претензии в Эгейском море и разногласия по поводу воздушного пространства там же. Можно сказать, что Греция и Турция никак не могут договориться по поводу самой туристической территории — восточного Средиземноморья и островов Эгейского моря, где греческие и турецкие интересы пересекаются.
Речь идёт в первую очередь о некоторых греческих островах в Эгейском море, где Турция наращивает своё присутствие. Турецкая власть заявляет о своем возмущении милитаризацией этих островов. В Турции ссылаются на Лозаннский договор 1923 года и Парижский договор 1947 года и требуют, чтобы восточные острова Эгейского моря Греции оставались демилитаризованными. В нем говорится, что Греция ввела войска в 16 из 23 островов с 1936 года в нарушение международного права. В Греции в свою очередь заявляют, что обстоятельства коренным образом изменились. Греческий МИД в свою очередь ссылается на то, что любое требование демилитаризовать любой из его островов было отменено Конвенцией Монтрё 1936 года,
«Вы оккупируете острова, это не связывает нас. Когда придет время, мы сделаем то, что необходимо. Как мы говорим, однажды ночью мы можем внезапно напасть», — буквально заявил турецкий президент. Кстати, более вероятным поводом, чем греческая «оккупация», являются газовые запасы на шельфе данных островов — которые Турция пытается разведать.
Напомним, что претензии страны простираются и дальше. В Греции не так давно возмущались картой, на которой греческие острова были обозначены как территория Турции. В Греции это в свою очередь оценили как «особо агрессивный провокационный акт». Вслед за тем Реджеп Тайип Эрдоган на уже провокационное торжественной церемонии в честь годовщины взятия Константинополя заявил, что цель Турции – вернуть все сферы влияния. В их число он включил Пелопоннес и Афины. А Греции пообещал «трагический конец» (подробности читайте здесь).
Отметим, что до «горячего» столкновения дело едва не дошло в конце августа, когда дело дошло уже до наведения Турцией систем ПВО на греческие самолёты, причём в СМИ уже «разогнали волну» о выпущенных ракетах и даже сбитом самолёте. В реальности этого не произошло, однако сигнал крайне тревожный — и Турция продолжает разгонять эту тему. «Они допустили 147 нарушений воздушного пространства. Если мы соседи, если мы друзья, почему вы нарушаете наше воздушное пространство 147 раз?» — заявил Эрдоган.